Оповещение населения является первейшей задачей в цепочке задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Знание всеми членами общества потенциальных угроз и рисков, существующих в местах их проживания, работы или отдыха, так же как и навыков противостоять им, есть непременное условие эффективности их действий при возникновении ЧС, способное существенно снизить количество жертв и тяжесть их последствий.
Но в этой сфере деятельности особенно трудно осуществлять активную и в тоже время взвешенную политику. Её проведению в жизнь постоянно мешают колебания, вызванные боязнью посеять беспокойство и даже панику среди тех, кому такая информация предназначена.
Однако практический опыт доказал, что эти опасения не имеют оснований. С одной стороны, вследствие того, что население, которое становится все более и более требовательным в вопросах собственной безопасности, выражает настойчивое желание овладевать навыками действий в условиях чрезвычайных ситуаций. С другой стороны, вследствие того, что основной проблемой, возникающей в процессе распространения информации о стихийном бедствии, становится не паника или беспокойство, а, напротив, пассивность и слабая восприимчивость информации.
Таким образом, каждое несвоевременное включение сирены, где бы то ни было, приводит к одним и тем же последствиям: большинство населения считает себя слабо информированным относительно процедуры оповещения и полагает необходимым проведение информационной компании на эту тему.
Процесс оповещения граждан в первую очередь заключается в выпуске программы предупредительной информации. Его задача – с помощью государства (в частности, служб гражданской защиты) добиться на местном уровне (населенный пункт, округ, район и т.д.) разработки информационных материалов о существующих угрозах и мерах, которые должны быть предприняты в случае чрезвычайной ситуации.
Эти документы должны быть легко доступны для населения (распространение, рекламная компания о безопасных местах и т.д.). Кроме того, вблизи промышленных объектов повышенного риска их руководством должна дополнительно распространятся информация о специфических угрозах, исходящих от данного объекта.
Помимо предупредительных мероприятий, адресуемых проживающим в зонах повышенного риска, необходимо так же обучать самые широкие слои населения тому, как себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Так, многие страны мира уже сейчас вводят обучение по предупреждению рисков в программы общеобразовательных школ или проводят его в рамках мероприятий по призыву на военную службу. Брошюры, плакаты, DVD и другие видеоигры наряду с доступом к Интернету служат разнообразной и богатой поддержкой массовому распространению навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
Наводнение в текущем году в Краснодарском крае показало, что система оповещения не сработала в полную меру, поэтому не случайно правоохранительные органы завели несколько уголовных дел на чиновников.
Если говорить о сельских поселениях нашего района, то ясно представляешь, что не во всех сельских поселениях есть сирены для оповещения населения в случае ЧС, но есть другие средства оповещения: сотовая связь, по местному радио. В районном центре, в случае ЧС, непременно включаются три электросирены.
Следовательно, информирование населения должно стать обязанностью государства, каждый гражданин имеет право на информацию о серьезных рисках, которые ему угрожают.
 
Шеремета А.П. – председатель КЧС и ПБ
Администрации Шатровского района
2001г. – 2006 г.